Люцко — ректор

 


Фотографии с сайта www.iseu.by


 

Александр Михайлович Люцко

Биографическая справка с сайта www.iseu.by

Александр Михайлович Люцко родился 23 января 1941 года в деревне Чижевичи Солигорского района Минской области. После окончания в 1963 году физического факультета Белорусского государственного университета работал в НИИ онкологии и медицинской радиологии. Педагогическую деятельность начал в 1970 году на кафедре ядерной физики БГУ. С 1978 по 1987 гг. заведовал лабораторией инструментальных и радиоизотопных методов исследований Тихоокеанского института биоорганической химии, объездив полмира на научно-исследовательских судах.

После возвращения на родину А. М. Люцко, глубоко осознавая негативные последствия Чернобыльской катастрофы, активно включился в работы по их ликвидации и по информированию населения о сложившейся в республике обстановке. В 1990 году им была издана для массового читателя книга «Фон Чернобыля», в которой в популярной форме рассказано о радиоактивности и ее воздействии на организм человека. Эта тематика была продолжена в вышедшей в 1996 году в соавторстве книге «Чернобыль: шанс выжить». А. М. Люцко один из первых поставил вопрос о необходимости подготовки в республике специалистов радиоэкологического профиля. Эта идея нашла свое отражение в решениях 1-го конгресса памяти Андрея Дмитриевича Сахарова в 1991 году и была поддержана Организацией Объединенных Наций. 20 января 1992 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь при Белгосуниверситете был открыт Международный высший колледж по радиоэкологии имени А. Д. Сахарова, ректором которого был назначен А. М. Люцко. В 1994 году колледж был преобразован в самостоятельный институт. Незаурядные организаторские способности, целеустремленность его ректора, глубокое видение проблем радиоэкологии позволили институту в короткие сроки получить международное признание и привлечь к учебному процессу квалифицированные педагогические и научные кадры.

А. М. Люцко — автор 69 печатных работ, из которых 2 монографии, 4 учебных пособия для средних школ по радиационной безопасности. По его инициативе и под его руководством была разработана Концепция радиоэкологического образования в Республике Беларусь.

Активная педагогическая и научно-исследовательская деятельность А. М. Люцко получила высокую оценку как в республике, так и за рубежом. Он был избран действительным членом Нью-Йоркской Академии Наук, являлся членом Национальной комиссии по радиационной защите, входил в состав ряда авторитетных международных организаций, ему было присвоено звание Соросовского доцента и — первому в Беларуси — ученое звание профессора по специальности «Экология».

А. М. Люцко был замечательным педагогом, постоянно экспериментировал, основываясь на традиционных подходах к учебному процессу, применял новые нетрадиционные методы обучения. Его искренность, непосредственность, отсутствие менторского тона по отношению к коллегам и студентам вызывали любовь и уважение. Он всецело отдавал себя воспитанию студентов, нацеливал их на творческое и достойное будущее.

Его пытливый ум, широкая эрудиция, любознательность, желание путешествовать и познавать мир нашли свое отражение в опубликованных и неопубликованных путевых заметках, в которых он показал себя как психолог, романтик, оптимист.

4 сентября 1997 года жизнь Александра Михайловича безвременно оборвалась.


Информации об истории МГЭУ им.А.Д. Сахарова с сайта www.iseu.by

Завершение XX века характеризовалось бурным развитием экологического образования во всем мире. Просвещение, подготовка кадров и информирование населения об экологических проблемах — одно из главных условий перехода разных стран к устойчивому развитию и решению проблем будущего выживания человечества.

В этом плане миссия Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова (Минск, Беларусь) – способствовать формированию специалиста, который чувствует ответственность за состояние окружающей среды и развивается на основе глубоких знаний, инновационного мышления, природосберегающих технологий.

Необходимость создания такого учебного заведения, как наше, возникла в связи с трагическими событиями 1986 г. (авария на Чернобыльской АЭС), когда в стране практически не было специалистов, профессионально подготовленных для минимизации последствий радиационных аварий.

В мае 1991 года сразу после завершения конференции Независимой экспертизы, обсудившей итоги изучения последствий аварии на ЧАЭС, в Вене по инициативе ООН версталась программа международного сотрудничества по решению чернобыльских проблем. От Беларуси в нее был включен проект G-02 «Международный Сахаровский колледж».

В начале августа 1991 года в Фермиевской лаборатории вблизи Чикаго участники Конгресса памяти А. Д. Сахарова Ричард Вильсон (США) и Александр Люцко (Беларусь) договорились о необходимости образования специального Международного попечительского комитета. Благодаря инициативе и авторитету профессора Гарвардского университета Р. Вильсона, в комитете дали согласие участвовать известные ученые и общественные деятели многих стран мира.

8 декабря 1991 года с официальным визитом Минск посетил Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Во время этого визита Генеральному директору был вручен меморандум о намерении открыть в Минске Международный Сахаровский колледж по радиоэкологии. Вскоре из Парижа пришло личное послание Федерико Майора, в котором выражалась поддержка идеи со стороны ЮНЕСКО.

20 января 1992 года вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь №20 «Об открытии при Белорусском государственном университете Международного высшего колледжа по радиоэкологии имени А. Д. Сахарова», через два дня — аналогичный приказ министра народного образования.

Первое заседание Международного попечительского комитета

27 и 28 января 1992 года в Минске состоялось 1-е заседание Международного попечительского комитета в составе (не полном): профессор Ричард Вильсон, представители Аргоннской национальной лаборатории (США), Елена Боннэр, ректор Белорусского государственного университета, профессор Федор Капуцкий, заместитель министра народного образования Александр Козулин.

Александр Люцко и Елена Боннэр

Офис со всем оборудованием и весь штат как-то умещались на восьми метрах одного из помещений главного корпуса Белорусского государственного университета.Только в конце лета, когда реальной стала угроза срыва набора студентов, Министерство народного образования, потеснив Заочный политехникум, предоставило 8 комнат на верхнем этаже его здания возле Тракторного завода.

Первый штатный состав

В это же время куплены двухэтажный дом с надворными постройками в Хойниках (Гомельская область), недалеко от 30-километровой чернобыльской зоны, для использования в качестве Полевой станции и несколько автомобилей.

9 июля 1992 года было подписано соглашение с Кингстонским университетом (Великобритания) о научно-образовательном сотрудничестве, которое вскоре было подкреплено грантом Британского Совета.

С учетом недостатка учебных помещений, оборудования и профессорско-преподавательского состава было решено, что на первых порах нужно принимать студентов других университетов, уже получивших двухлетнее базовое образование, и учить их радиационным наукам еще три года. В результате на 1-й курс отобрано 65 студентов. Первый учебный год начался с опозданием, в связи с затянувшимся организационным периодом, — 3 ноября 1992 года.

В июне 1993 года Распоряжением Совета Министров республики в Сахаровском колледже был открыт научно-исследовательский сектор. Преподаватели получили возможность заниматься научными разработками, научные сотрудники — читать лекции по результатам собственных исследований, а студенты — получать практические навыки не в учебных, а в настоящих научных лабораториях.

Благодаря энтузиазму студентов и профессорско-преподавательского состава, помощи Попечительского комитета, многочисленных международных организаций, отдельных университетов и частных лиц Сахаровский колледж значительно укрепил свой авторитет в республике и за рубежом. Сформировался хороший профессиональный коллектив, появились неплохо оборудованные лаборатории. В этих условиях Ученый Совет принял решение в 1994/1995 учебном году перейти на стабильный режим обучения. Был объявлен конкурсный набор среди абитуриентов со средним образованием на 100 мест для обучения по полной университетской программе.

Характерная особенность нового учебного года состояла в том, что на всех трех курсах студенты обучались по разным программам – трехлетней (первый набор), четырехлетней (второй набор) и четырех-шестилетней. Другие особенности: программы разрабатывались на основе стандартных 48-часовых модулей; стала применяться триместровая система с экзаменами три раза в год и последующими каникулами.

Накануне трехлетнего юбилея, отмеченного 20 января 1995 года, Министерство образования и науки преобразовало колледж в самостоятельный Международный институт по радиоэкологии им. А. Д. Сахарова.

В 1999 году приказом Министерства образования Международный институт по радиоэкологии им. А. Д. Сахарова (МИР) преобразован в Международный экологический университет им. А. Д. Сахарова (МЭУ). Впоследствии университет приобрел новую аббревиатуру — МГЭУ им. А. Д. Сахарова (Международный государственный экологический университет им. А. Д. Сахарова).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *