Из первых уст: «Будем готовить для Беларуси интеллектуальную элиту»

Увеличить: нажмите на фото

Такую цель определяет для Международного высшего Сахаровского колледжа по радиоэкологии его ректор Александр ЛЮЦКО

Юрий ВЕЛЬТНЕР, «Знамя юности»

СОГЛАСИТЕСЬ, уровень претензий не слабый. Что же дает основания новорожденному,

еще в пеленках, учебному заведению замахиваться на такую, прямо скажем, сверхзадачу?

Ведь ни устроенностью особой колледж пока не избалован (еще полтора месяца назад всю

его «жилплощадь» составляла единственная комнатушка в Белорусском университете), ни внушительным счетом в банке не располагает, да и кадры, что приглашены сюда (пусть простят они мне эту «недипломатичность»), вроде, не семи пядей во лбу — наши, доморощенные, «выкладчыкі» и «навукоўцы». А что же на другой чаше весов? Во-первых, огромная общественная потребность как в специалистах по радиоэкологии, так и вообще — в интеллигентных высокообразованных людях. (Ценить которых мы, правда, еще не умеем). Во-вторых, диктуемое этой потребностью напутствие прошлогоднего Сахаровского конгресса, с легкой руки которого и родилась идея колледжа. А отсюда — и международное внимание к нему. Свои приветственные телеграммы колледжу прислали патриарх физики Эдвард Теллер, знаменитый Алан Кормак — тот, что получил Нобелевскую премию за разработки в области компьютерной томографии. А в попечительский комитет колледжа, напомним, входят профессор Гарвардского университета Ричард Вильсон, вдова Сахарова Елена Боннэр, Председатель Верховного Совета республики Станислав Шушкевич, представители международных организаций. занимающиеся проблемами радиационной безопасности, политические и общественные деятели.

Чем же отличается студент Сахаровского колледжа (в нынешнем, первом наборе их будет всего сто человек) от студента, скажем, БПА, РТИ?

— Прежде всего, тем, — объясняет Александр Люцко, — что мы предложим ему обширную гуманитарную программу. Это — помимо само собой разумеющихся спецпредметов. Наши выпускники должны быть готовы для широкого международного сотрудничества — участия в совместных проектах, вероятной работе в любой точке мира. Отсюда логичное требование — знать, по меньшей мере, два языка. Английский— совершенно свободно, второй — по выбору — тоже на уровне. Дальше… В нашей программе — международные отношения, международное право, менеджмент, деловые отношения, протокол и еще целый блок гуманитарных курсов. Под понятием «культура» мы подразумеваем и мировую культуру, и мировую историю, социальные движения, историю религии… Можно было набрать специалистов в каждой из этих областей. Но, во-первых, это будет очень накладно — нам попросту не потянуть. А, во-вторых, это вовсе не гарантирует качества образования. Мы решили по-другому. Если это архитектура — пусть

ведет ее Леонид Левин, если это белорусская литература — почему бы не попросить читать ее Василя Быкова? То есть, это будут люди, достигшие вершин в своих областях, обладающие высокой духовностью, имеющие что сказать молодым. У нас есть возможность оплатить их труд по достоинству. Помимо чисто образовательных целей, это позволит нам и привлечь к колледжу интеллигенцию, что необходимо, раз уж мы провозглашаем элитное образование. Ведь мы очень много теряем от того, что студенты наши не вхожи в круг интеллектуальной элиты. Причем теряют здесь обе стороны, утрачиваются культурные, духовные традиции.

— Жаль, что мне уже не суждено учиться в вашем колледже, — идея, по-моему, прекрасная и давно назревшая. Ибо у нас больше чем достаточно «технарей», узких специалистов — и до неосязаемости тонок слой интеллигенции. Не отсюда ли многие наши несчастья, тот же Чернобыль?

С другой стороны, не могу не поделиться сомнением. Не секрет, что в деканатах технических вузов постоянно стонут:

мол, не хватает часов, студент перегружен. Вы же, помимо спецпредметов, предлагаете ему внушительную гуманитарную программу. Не будет ли это в ущерб избранной им специальности, не получим ли в итоге дилетанта, знающего «обо всем понемногу»? Да еще снобистски заряженного на то, что он — «элита»…

— Нет, этого ни в коем случае не произойдет. И вот почему… У нас есть обязательные курсы — то, что надо знать всем студентам, особенно на первом курсе. Ведь к нам придут после окончания двух курсов самых разных вузов и физики, и химики, и биологи, и медики, и аграрии, и геологи — все с различной базовой подготовкой. А нам Чернобыль и радиацию необходимо знать со всех сторон. Значит, прежде всего, надо дать хорошее общее образование. Физики должны будут знать радиологическую, медицинскую терминологию, медикам, напротив, не хватает физики и математики. На втором и третьем курсах обязательных дисциплин будет не больше четверти, зато — много дополнительных, которые студент выберет сам. По этому набору и определится его узкая

специализация. У нас три основные специальности — радиоэкология, радиобиология и медицина, прикладная радиофизика и радиохимия. А по набору дополнительных курсов они будут уточнены.

— Будут ли в колледже стипендии?

— Десяти процентам студентов, принятых на первый курс, мы платим двойную стипендию. Еще десяти — обычную. Естественно, стипендиаты будут освобождены от платы за обучение, для остальных оно платное. Только за первый семестр возьмем со студента 7,5 тысячи, а дальше — по результатам сессии. Так что привилегий никаких, кроме единственной, — набираем 70 процентов из Беларуси. Самым нуждающимся предоставим возможность работать в колледже (к примеру, лаборантом) и, таким образом,

обеспечивать расходы на образование. Так что, я думаю, система у нас довольно демократичная, плата, согласитесь, по нынешним временам — символическая. К тому же не возбраняется найти себе спонсора.

— Задача, которую вы поставили перед собой, — взращивание интеллектуальной элиты, подготовка специалистов международного уровня — требует соответствующих вложений, современной оснащенности. Откуда колледж будет черпать средства?

 

(Продолжение на 2-й странице)

 

 

Помимо внимания со стороны Министерства народного образования республики, свою готовность помочь нам выразили за рубежом — это и Фонд Сороса, и ЮНЕСКО, и ряд авторитетных университетов. Надеемся на финансовое содействие нефтяной империи ОПЕК. Но мы не стремимся получить валюту — по нынешним законам ее или всю или половину отберут. Ведь доходит до абсурда — нам дарят что-то западные покровители, а родное государство эти подарки обкладывает пошлиной. В течение нынешнего и следующего года — получим на 2,5 миллиона долларов оборудования — вы представляете, сколько должны взять денег из бюджета, чтобы заплатить за него пошлину?.. Слава Богу, с помощью Совмина удалось освободиться от этого абсурда.

 

Аналогичная картина с валютой. Поэтому мы просим зарубежную сторону помогать нам овеществленной «валютой» — оборудованием, методическими и учебными пособиями, источниками информации, библиотеками, международными обменами. Договорились с попечителями, что к нам из-за рубежа приедут лекторы очень высокого уровня.

 

Как я уже говорил, мы будем учить двум языкам — каждый день и по лучшим методикам. Так вот, англичане изъявили желание приехать и учить наших студентов своему английскому языку — причем важно для эффективного обучения то, что они не знают русского. Мы им заметили: мол, не имеем валюты, чтоб вам заплатить. Все понимаем, отвечают, мы решили эту проблему. Выяснилось, что приехать намерены языковеды, которые уже на пенсии, а также студенты. Особых денег им не нужно, разве что — определенное жалованье в рублях, чтоб они у нас не пропали. А так им будет очень любопытно пожить в нашей обстановке. Другие лекторы едут за счет фондов, которые собирает попечительский комитет, за свой счет.

 

Преподаватели с нашей стороны будут работать по контрактам. Причем мы планируем для них такую нагрузку, чтобы они имели время и для индивидуальной работы со студентом, и для занятий наукой, и для чтения, саморазвития. Иначе мы не избежим традиционной поточной системы.

 

Сегодня колледж — «квартирант» в здании заочного политехникума. Это — окончательный его адрес?

 

С размещением – целая история. Вначале нам – причём на самом высоком уровне — обещали особняк на Куйбышева, в котором были до недавнего времени какие-то партийные курсы усовершенствования. Но, как я понял, — дело это безнадежное, номенклатура его не отдаст. Договорились с Министерством образования, что нам выделят пока здание заочного политехникума, работающего последний год, а потом — когда появится возможность — обменяют его на другое здание, поближе к центру. Это твердо обещал сам министр Виктор Анатольевич Гайсенок. Кроме того, у нас уже сегодня отличная база в Хойниках, куда мы вложили много трудов. Двухэтажное просторное здание со всеми необходимыми коммуникациями. Здесь пройдет практика наших студентов, будет оборудована исследовательская станция.

 

одержание такого обширного хозяйства потребует солидных средств. Думаете ли вы хотя бы частично самоокупаться?

 

езусловно. Будем привлекать зарубежных туристов. Кстати, уже приезжала группа норвежских учителей, преподающих радиационные дисциплины в школах. Им было очень интересно и полезно посмотреть зону. Мы будем предоставлять жилье, англоговорящего гида, разработки экскурсионных маршрутов. Кстати, украинцы уже зарабатывают на Чернобыле — 150 долларов «с носа» за посещение реактора, с обедом и фотографией на фоне саркофага. Я думаю, что Сахаровский колледж подобное делать не должен. Мы им покажем последствия — взорванный реактор (он прекрасно виден с нашей территории), брошенные деревни.

 

Оборудуем музей — цифровые данные, банки информации. Со всем этим смогут познакомиться те, кто приедет. Вот такая форма заработка. Далее… Мы написали учебники для разных возрастов — начиная от младшего, в виде комикса, и до старших классов и техникумов. На трех языках. В мире их нигде пока нет. Только что был у нас англичанин из Кингстонского университета, мы подписали с ним контракт на издание этих учебников для Британии и других зарубежных стран.

 

Нам очень нужен свой издательский центр — выпускать ежегодник «Последствия чернобыльской аварии в Беларуси». Мы, по существу, провалили всю крупную зарубежную помощь Беларуси после прошлогодней Венской конференции. Потому что не привезли с собой в качестве аргументов никаких серьёзных данных, только, крики, что «умираем». Так вот мы хотим сейчас издавать такой ежегодник. Причем это будут не просто результаты, а результаты, непременно сопровожденные методикой. То есть, данные, которым можно, абсолютно доверять. Мы договорились с попечительским комитетом, что английский вариант будет издаваться в Аргоне и Гарварде с распространением у них. Мы же будем распространять информацию здесь.

Каким образом?

Хотим открыть во всех областных центрах кабинеты, которые снабдим радиометром с компьютерами, дозиметрами, необходимой литературой и наглядными пособиями, обучим человека, который всем этим будет заведовать. Туда сможет прийти учитель, получить и информацию, и методические разработки. Любой человек может замерить там свои продукты и узнать что-то, соответствующее истине. А мы будем постоянно подпитывать информацией эти центры на местах.

Александр Михайлович, еще одно сомнение… Вряд ли стоит говорить, насколько сложное нынче время для науки, вообще — для не производящих отраслей. Не получится ли, что ваши студенты, получив приличное образование, не найдут ему применения?

Я уверен, что наши выпускники не будут иметь проблем с работой. Откуда уверенность? Ведь мы намерены готовить людей, способных работать в любой фирме менеджерами, деловыми организаторами. Они будут знать языки, дипломатический протокол, международное право и так далее. Кроме этого, иметь специальность, подтверждаемую международным дипломом. Я абсолютно убежден: их и на Западе охотно возьмут. Другое дело, мы не должны себе такую цель ставить, чтобы они уезжали. Они очень нужны здесь, в нашей Беларуси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *