4 сентября 1997г. безвременно ушел из жизни профессор Александр Михайлович Люцко — ректор Международного института по радиоэкологии имени Андрея Сахарова.
А.М. Люцко родился 23 января 1941 г. в деревне Чижевичи Солигорского района Минской области, закончил физический факультет Белгосуниверситета. Долгое время работал на кафедре ядерной физики БГУ, где внес весомый вклад в становление и развитие ядерной физики в республике, защитил кандидатскую диссертацию. Дальнейшая его научная и трудовая деятельность проходила в Институте онкологии Минздрава Беларуси и Тихоокеанском институте биоорганической химии.
Он глубоко понимал негативные последствия Чернобыльской катастрофы, а также то, как необходимы в республике специалисты, способные оказывать помощь и решать проблемы по выходу из кризиса. Так появилась идея о создании в Беларуси высшего учебного заведения по подготовке специалистов в области радиобиологии, экологической медицины и радиоэкологии.
В 1992г., благодаря инициативе А.М. Люцко, его энергии и вере в задуманное, был открыт Международный институт по радиоэкологии имени Андрея Сахарова, где он стал ректором. Преданность делу, стремление достичь высокопоставленные цели в сложных условиях современной Беларуси достойны восхищения.
Как творческая личность Александр Михайлович постоянно искал пути для самовыражения. Кроме научных трудов, им написано несколько научно-популярных книг и учебников для средней школы по радиационной безопасности, где наиболее убедительно проявился его дар писателя и педагога.
Он был замечательным педагогом. Постоянно экспериментировал — основываясь на традиционных подходах к учебному процессу, применял новые методы обучения. Его искренность, непосредственность, отсутствие менторского тона по отношению к коллегам и студентам вызывали любовь и уважение. Он всецело отдавал себя, помогая студентам и нацеливая их на творческое и достойное будущее.
Его пытливый ум и любознательность, желание путешествовать и узнавать мир нашли свое отражение в опубликованных и неопубликованных путевых заметках, в которых он проявил себя как психолог, романтик, оптимист.
Тяжело поверить, что мы не встретим его не по возрасту наивного взгляда, не ответим на его светлую улыбку, не увидим в коридоре его моложавую спортивную фигуру. Никогда… Нас согревает только мысль о том, что более пяти лет нам повезло быть рядом с таким человеком.
Это был скорее Друг, чем начальник. Прийти к нему и поговорить мог любой, как: преподаватель, так, и студент.
Трудно говорить, а тем более писать о смерти, если ты молод, если твои жизненные планы и цели еще только начали очерчиваться, если впереди тебя ждут долгие годы. Пока эти нёпрожитые годы кажутся вечностью без конца и края.
Однако нет среди нас бессмертных. Подобные вещи возможны только в фантастических фильмах. Наша смерть так же естественна, как и рождение. Может быть, это хорошо, а может, и плохо. Я не создатель, чтобы судить о подобных вещах. В любом случае, как сказал один классик: «…Чтобы слово было услышано, должна, быть тишина. До и после».
Большинство из нас было воспитано на принципе: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Александр Михайлович прожил жизнь именно так. Сейчас не так уж много таких людей, которые имеют непоколебимые принципы, у которых есть иные цели в жизни, нежели личное благосостояние и семейное благополучие. Может быть, не всегда Александр Михайлович был прав, может быть, не всегда его дела одобрялись. В конце концов, на всех не угодишь. Да и не об этом сейчас.
Для нас, выпускников этого вуза, именно он был и останется нашим ректором и основателем учебного заведения, в стенах которого столько было прожито. Потому что меняются времена, меняются нравы, меняются люди. Но всегда вспоминают тех, первых. И это не только дань уважений ушедшему…