Народная газета, 28 лютага 1991 года
Мнение эксперта МАГАТЭ
Почему в республике медленно решаются проблемы чернобыльской катастрофы?
В основу этой статьи лег доклад, прочитанный автором на научном семинаре в Зайберсдорфской лаборатории Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) под Веной. Отметим, что сам доклад был опубликован в ряде стран мира, в том числе и в Америке. Думается, что он даже в сокращённом варианте заинтересует и наших читателей.
Сейчас Белоруссия в беде. Республика принимает любую помощь. Не только благотворительные организации, но и частные лица вносят пожертвования. Но как помочь эффективно, если экономика страны стремительно разваливается, а политическая ситуация остается нестабильной? С какими организациями и лицами взаимодействовать? Кто есть кто в Белоруссии? Ведь чернобыльская катастрофа выдвинула на арену множество новых лиц. Как случилось, что белорусские специалисты сами оказались не в состоянии в час беды защитить свой народ и что ими делается сейчас для уменьшения последствий аварии?
Накануне аварии в нашей республике уровень ядерно-физических наук соответствовал мировому. Однако в большинстве случаев это были научные исследования, которые ни по характеру, ни по материальному оснащению не соответствовали масштабам катастрофы. Более того, дозиметрии и радиационной безопасности уделялось недостаточно внимания, а специалисты такого профиля в Белоруссии не готовились, так как, согласно официальной версии, отечественные энергетические реакторы считались абсолютно безопасными. К сожалению, имелась только одна круглосуточно действующая служба радиационного контроля, обслуживавшая исследовательский реактор в Институте ядерной энергетики. Именно она и зарегистрировала необычно высокий всплеск радиации в Минске, когда никакой официальной информации об аварии еще не было.
Первыми к работам по ликвидации последствий подключились работники Института ядерной энергетики, НИИ онкологии и медицинской радиологии Минздрава республики, БГУ. Усилиями сотрудников кафедры ядерной физики было изготовлено 12 гамма-радиометров — едва ли не единственных в то время приборов для контроля радиоактивной загрязненности продуктов питания.
После аварии в Чернобыле руководством Белоруссии был образован комитет по ликвидации её последствий. В его состав вошли хозяйственные и партийные руководители, имеющие «весьма смутное» представление о радиации. В результате действий комитета для эвакуированного населения построено множество новых поселков в весьма загрязненных районах, развернулась работа по дезактивации, оказавшейся малоэффективной. Напрасно затрачены сотни миллионов рублей. Еще хуже, что на обширных загрязненных территориях продолжалось сельскохозяйственное производство, и радиоактивность распространялась по всей республике и за ее пределы.
До 1988 года деятельность официальных структур оставалась зоной, закрытой для широкой общественности. Тем временем из пораженных зон стало поступать все больше тревожных сведений о нервных заболеваниях, нарушениях функций щитовидной железы, особенно у детей, быстрой утомляемости, общей ослабленности и других заболеваниях, рост которых население связывало с радиоактивностью. Это стрессовое состояние получило название радиофобии.
Из-за недостатка аппаратуры и измерений мы не в состоянии восстановить действительную картину аварии. В первую очередь я имею в виду пространственно-временное распределение дозы. Часто индивидуальные дозы не определялись тем или иным методом, а просто «назначались» официальными лицами. К тому же, действовал в настоящее время отмененный закрытый приказ Министерства здравоохранения, в котором рекомендовалось не связывать выявленные заболевания с радиационным воздействием. По этим причинам весьма ценная информация о влиянии малых доз излучения на человеческий организм, вероятно, в значительной степени утеряна навсегда.
Именно дозовые уровни лучевой нагрузки — главное разногласие между точками зрения Министерства здравоохранения СССР и белорусской научной общественности. Методология определения безопасной дозы, предложенная московским Институтом биофизики, практически плохо учитывает любые вклады, кроме цезиевого, и вовсе игнорирует облучение наиболее значительного, начального периода. Как это хорошо известно, соответствующая концепция «350 миллизивертов за жизнь» в Белоруссии не принята.
Реальная величина полученной дозы остается основной и принципиальной проблемой. В свою очередь, она распадается на две. Во-первых, от ученых требуется обоснование мер социальной защиты для сотен тысяч ликвидаторов и населения, проживавшего на пути радиоактивного следа. Насколько мне известно, существует лишь один объективный метод определения накопленной дозы — метод хромосомных аберраций, имеющий при высоких дозах достаточную точность. Вручную он непроизводителен и долог. Полагаю, что трех-четырех комплектов соответствующей автоматизированной аппаратуры достаточно для решения этой части проблемы в республике. В интересах защиты наиболее пострадавшей части населения Белоруссия, вероятно, должна пойти на данные валютные расходы.
В то же время необходим тщательный расчет реальных доз, полученных людьми по всей территории, в пространственно-временной шкале. Объективная дозовая оценка ситуации в республике важна не только для проведения защитных и оздоровительных мероприятий, но имеет и самостоятельное научное значение при прогнозировании воздействия на человеческий организм малых доз радиации.
К сожалению, в Белоруссии практически нет опыта таких расчетов. Дополнительная трудность — недостаточность исходных экспериментальных данных, во многом ненадежных. Так или иначе, восстановление реальной картины распространения радиоактивных веществ потребует многолетнего труда. Хотя моделированием дозиметрической ситуации занято несколько научных коллективов, пока невозможно предсказать, когда будет создана модель, учитывающая все многообразие дозообразующих факторов.
Еще одна проблема, тесно связанная с первой, — детальные и широкомасштабные радиометрические определения. В настоящее время уже имеются неплохие карты загрязнения республики цезием -137. Однако измерения других радиоизотопов недостаточны и ненадежны.
За прошедшие четыре года коллективная доза значительно увеличилась за счет пищевых цепей. Возможно, дозовый вклад внутреннего облучения от продуктов питания в Белоруссии даже является преобладающим. Только в текущем году было, наконец, прекращено производство сельскохозяйственной продукции в наиболее загрязненных зонах Гомельской и Могилевской областей. Поступающие через государственную торговлю продукты стали значительно чище. Но по-прежнему весьма плохо контролируется рыночная продукция. Это все еще источник распространения радиоактивности, который не удалось перекрыть. Сейчас в объединении «Радиометр» налажено производство серии гамма-радиометров, разработанных в университете, и мы надеемся, что в ближайшие один или два года «проблема цезия» в республике будет решена.
Но по другим радиоизотопам имеются лишь одиночные измерения. Информация, полученная мною во время работы в Зайсберсдорфе, убедила меня, что существует научная проблема изучения проведения плутониевых радиоизотопов в окружающей среде. Это не проблема безопасности населения, так как содержание этого элемента высоко лишь в зоне отчуждения. Но не все учёные в Белоруссии разделяют эту точку зрения.
Зато серьезную озабоченность вызывает стронций, не только вследствие значительной концентрации в почвенных и пищевых образцах, но и потому, что, в отличие от цезия, он практически не выводится из организма. По моему убеждению, стронциевая проблема в области радиационной безопасности в ближайшее время займет первое место. При этом в республике нет ни службы контроля данного радиоизотопа, ни соответствующей аппаратуры и радиохимических методов в степени, достаточной для обеспечения безопасности.
Несмотря на очевидный рост заболеваемости, мы не имеем надежных статистических доказательств, что это связано с повышенным радиационным фоном. Возможно, причин ухудшения здоровья несколько. Полученные здесь экспертные заключения свидетельствуют о чрезвычайно низком качестве питания, недопустимом химическом загрязнении пищевых продуктов, что может объяснить часть проблемы. Нельзя также исключить, что некоторое улучшение медицинской помощи после аварии помогло выявить неблагоприятные случаи, на которые раньше не обращалось внимания. В то же время всесоюзный регистр, хранящий информацию об участниках чернобыльских событий, во многом фальсифицирован. Все это не позволяет сделать выводы о действии малых доз облучения на человеческий организм и построить прогнозную картину последствий. Вот где широкое поле деятельности для международного сотрудничества и помощи!
Еще одна проблема — радиационное невежество, характерное как для населения в целом, так и для многих ответственных лиц. Именно по этой причине уменьшение неблагоприятных последствий чернобыльской катастрофы идет медленно и неэффективно. Нередко напрасно растрачиваются ресурсы, в том числе помощь из-за рубежа. С другой стороны, не зная о действии радиации, люди не в состоянии защитить сами себя простейшими способами. Я убежден, что если бы в районе атомной станции действовали не новобранцы, а обученные специалисты, последствия для их здоровья оказались бы не такими катастрофическими.
Меры для радиоэкологического всеобуча в Белоруссии уже принимаются. Недавно вышли из печати две популярные брошюры. Министерство народного образования планирует ввести соответствующие дополнения в программы школьного обучения. Мы также планируем создание в национальном университете Международной высшей школы по радиации, которая одновременно должна стать центром многоуровневого обучения в республике по данной проблеме. В трудной экономической обстановке, в которой оказалась страна, Белоруссия не в состоянии решить эту проблему самостоятельно. Мы рассчитываем на компетентную помощь ЮНЕСКО, МАГАТЭ и других организаций Международного Сообщества.
Обязательства, принятые мною как экспертом МАГАТЭ, избавляют от необходимости рассматривать социально-политические аспекты Чернобыльской трагедии. Наилучшие результаты в любом деле вообще всегда получаются у профессионалов. Радиационное бедствие отличается от всех других тем, что в данном случае ни одного разумного шага нельзя предпринять без научного сопровождения.
Хотя в Белоруссии имелись раньше, а теперь созданы и новые структуры, до сих пор настоящей координации усилий отдельных ученых и научных организаций, к сожалению, нет. Частые в последнее время зарубежные контакты позволяют оснастить аппаратурой некоторые лаборатории, однако это не заменяет самого эффективного — соединения компетентности и материальной достаточности во имя общих целей, стоящих перед республикой. Экспертный совет при правительстве давно необходим, но он все еще не создан.
Эта ключевая проблема — сугубо внутренняя. Я вообще не упоминал бы ее, если бы это не помогло лучше понять, почему противорадиационные меры в Белоруссии недостаточно эффективны, а социальное напряжение не спадает.
Александр ЛЮЦКО, доцент кафедры ядерной физики Белгосуниверситета имени В. И. Ленина, член Национальной комиссии Белоруссии по радиационной защите.