ЛЮЦКО А. М. Полинезийский рейс. — М.: изд-во «Диалог», 1998.—228 с.
Автор предлагаемой читателю книги не профессиональный писатель. Физик по специальности, он с 1978 по 1986 год работал на Дальнем Востоке в одном из научно-исследовательских институтов и участвовал в некоторых рейсах на морских судах, выполнявших исследования в тропиках Тихого и Индийского океанов.
В центре фабулы книги — взаимоотношения людей, ученых в силу обстоятельств живущих и работающих на экспедиционном корабле в течение долгих месяцев. События разворачиваются на фоне экзотической природы, необычных ситуаций. Автору удалось достоверно и в увлекательной форме показать насколько интересна, и в то же время трудна жизнь научных коллективов, работающих долгое время в столь непривычных, а иногда и экстремальных условиях.
Для широкого круга читателей.
© А. М. Люцко, 1998
Книгу можно приобрести, связавшись с Валерией Андреевной Мамонтовой по этому e-mail.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая читателю книга написана почти 15 лет тому назад, когда автору было чуть больше сорока. Толчком к ее написанию (хотя личные заметки он писал постоянно) послужили переполнявшие его впечатления морских научных экспедиций в тропические районы Индийского и Тихого океанов. Специфика научной работы на судах, в открытом море — это был следующий, освоенный им полигон стихии. Поэтому основа-канва книги — первая и незабываемая морская экспедиция в Полинезию — райский для мечтающих романтиков уголок нашей планеты.
Жажда познания… И собственное осмысление происходящего в различных условиях человеческого общения с жизнью…
Жизнь на судах всегда экстремальна. Поэтому и отступления в книге — это экстремальные события, основные штрихи собственной жизни Александра Люцко, выраженные в собирательных образах, а иногда и совершенно конкретных спутниках всей его жизни.
Книга без комментариев. Она рассчитана и посвящается, как подписал сам автор: «…Любознательным, романтикам, друзьям, товарищам», непосредственным участникам событий, в ней описанных. В таком виде ровно десять лет назад в 1988 году он еще раз сделал попытку напечатать ее в полном объеме. Но потом решил, что есть дела поважнее. Это раннее произведение. Его видение. Его субъективное восприятие, но… личное и достаточно смелое.
«Память устроена так, что остается только светлое и радостное!..». «Пусть меня обвинят в субъективном идеализме…» Это слова из книги автора и они присутствуют с Вами постоянно.
« Спасибо, что ты был» — такой задумана следующая книга, непосредственно связанная с Сашей Люцко.
Мы больно ощущаем, как его не хватает, поэтому чувствуем необходимость дать возможность каждому, кто общался с Сашей, побыть с ним наедине. Кроме воспоминаний родных, товарищей, друзей, коллег по работе, студентов, в книгу войдут его многочисленные неопубликованные стихи и посвящения, литературные эссе, путевые заметки путешествий и восхождении, пьеса для студенческого театра, научно-популярные статьи, рисунки, картины, фото и слайды.
Мы приглашаем принять участие в книге Памяти всех желающих.
С уважением ко всем читателям, близкие и друзья
«…Мне представляется, жизнь Саши на этой Земле была актом непрерывного подвижничества во имя светлых идеалов которым противодействовала вся окружающая реальность. Будучи крайне чувствительной натурой, он чрезвычайно болезненно воспринимал традиционно лицемерную, жестокую, подлую и предательскую действительность закулисной борьбы в высших научных и политических сферах (вынужденный интенсивно соприкасаться с ней) и все более замыкал это отчаяние в себе. Как говаривал более поздний и молодой друг по философии религии Женя Волков: «В связи с демографическим взрывом и переходом многих продвинутых душ к выполнению более важных задач, астральные врата между животным и человеческим царством были раскрыты шире. И массы вчерашних зверей просто балдеют от неизмеримых возможностей, предоставляемых человеческой формой». Но несмотря на все эти капканы, обманы, предательства и удушия, Саша всю свою жизнь боролся как Истинный Воинъ.:
— В Белорусском Государственном Университете он создал и читал новейшие, им созданные курсы лекций по многим разделам ядерной физики, и их слушателями были сотни студентов, десятки из которых сейчас, быть может, уже составляют суперэлиту действительной науки братской Беларуси — земли, которая потеряла своих никогда не порабощенных сынов и дочерей в Великую Отечественную неизмеримо больше, чем кто-либо когда-либо еще на этой Планете.
— Бросив все свои звания, достижения и благополучие, в 1978 году он устремился во Владивосток на строительство новых грандиозных научных проектов, надеясь собрать вместе всех единомышленников, и основал с полного нуля в Дальневосточном институте биоорганической химии единственную по ту сторону Урала радиометрическую научную лабораторию, оснастив ее по последнему слову современной науки, техники и интеллекта.
— Сразу после Чернобыльской Трагедии он еще раз смог бросить все созданное и помчаться один-одинешенек на помощь Родине (будучи ведущим в Стране ученым-радиологом), и сумел-таки основать в 1992 году с полного нуля и в условиях развала Великой Державы международный учебный центр Радиоэкологии во имя исправления последствий чудовищной Катастрофы и предотвращения нашей Матери-Земли от подобного. Стоит надеяться, что часть его студентов впитала его всепобеждающие славу, благородство, добродеятельность, романтизм и альтруизм.
Часто видится, как погиб Саша. В прекрасной солнечной и благословенной земле, в древней стране истинных и веротерпимых воиновсельджуков во имя Правой Веры в Единого и Невыразимого Бога Аллаха (Элохим — но Библии на древнем иврите, триединый Святой Дух-Отец-Сын — но христианскому канону), с прекрасными и сильными друзьями, на пути к прекрасной Вершине он Вдруг и Навсегда понял: «Я страшно устал. Я все уже сделал и показал — стремиться больше не к чему. Все остальное — не более чем ненужное навязчивое повторение. Более чудесного мгновения уже может не представиться. Прощайте собратья!» Это — как внезапная вспышка – сердце замирает от моментального прозрения и душа устремляется в царство Свободы и Абсолюта.
Все года и века и эпохи подряд,
Все стремится к теплу от морозов и вьюг,
Почему ж эти птицы па Север летят,
Если птицам положено только па Юг!
Слава им не нужна и величие.
Вот под крыльями кончится лед,
И найдут они счастье птичье,
Как награду за дерзкий полет!
Что же нам не жилось, что же нам не слалось,
Что нас выгнало в путь по высокой волне?
Нам сиянье пока наблюдать не пршлось.
Это редко бывает — Сиянье в цене!
Тишина — только чайки как молнии.
Пустотой мы их кормим из рук.
Но наградою нам за безмолвие
Обязательно будет звук!
Как давно снятся нам только белые сны.
Все иные оттенки снега занесли,
Мы ослепли давно от такой белизны,
Но прозреем от черной полоски земли.
Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает как тень.
И наградой за ночи отчаяния
Будет вечный полярный день!
Север – воля, надежда, страна без границ.
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья,
Воронье ним не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.
Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь!
Из «Баллады Во Славу Саши Люцко и Его Славного Времени»
Алексея Кулаичева
Скачать всю книгу в формате pdf (0,98 Мб)