В 2012 году Шушкевич Станислав Станиславович издал книгу «Моя жизнь, крушение и воскрешение СССР», на страницах которой он не раз упоминает Александра Люцко. Их совместные годы сотрудничества на кафедре ядерной физики в БГУ оставили и литературный след воспоминаний как у Александра Люцко (его работа на кафедре с 1969 года до отъезда на Дальний Восток в 1978 году) в книге «Полинезийский рейс», (написана в 1987-ом, издана в 1998 году), так и у Станислав Станиславовича в опубликованных воспоминаниях 2012 года, спустя 15 лет после ухода Александра Люцко из жизни.
Книгу А. Люцко «Полинезийский рейс» можно открыть и прочитать на страницах этого сайта.
Ниже, с согласия Станислав Станиславовича Шушкевича, публикуем выдержки упоминания об Александре Люцко в его книге «Моя жизнь, крушение и воскрешение СССР».
Страсть к путешествиям (стр. 98)
Мои университетские коллеги не упускали случая пошутить не только, но и по поводу обучения студентов-ливийцев. Оснований для этого было более чем достаточно. Да и кому же не понравится такое заявление на Совете физфака того же профессора-математика:
— Ты меня прости, Шушкевич, но только на твою кафедру приобретаются в университете спальные мешки для научных исследований в области ядерной физики.
Ловкая шутка для ответа в голову не приходила, и нужно было отвечать серьезно.
— Да, уважаемые члены Совета, приобретаются и мешки, и палатки. и куртки, и энцефалитки, и спецобувь, и многое другое снаряжение для научных экспедиций, и даже альпинистское снаряжение. Все предусмотрено сметой договорных работ и оплачивается заказчиками. Меня вы можете упрекнуть только в том, что у заведующего учебной лабораторией кафедры ядерной физики Александра Ивановича Тулина доброе сердце, и он одалживает кое-что из снаряжения представителям других подразделений и кафедр, у которых никаких экспедиций не предусмотрено.
Была и очень серьезная подоплека нашей тяги к работам, к сожалению, с малой долей «ядерной физичности». Удержать в качестве сотрудников кафедры молодых талантливых людей, не имеющих научной степени, было трудно. На производстве, куда их брали с большой охотой, они могли заработать больше. А нам без них было довольно рискованно браться за путную работу, т. е. такую, которую нужно делать быстро и на должном уровне. Самые рьяные исполнители таких работ — команда вчерашних выпускников с высокообразованным опытным научным руководителем во главе. Чаще всего такими руководителями были штатные преподаватели кафедры.
Чего мы только не придумывали, чтобы у нас работали молодые талантливые люди. Сознавая, что студенты — могучая сила, если платить им полставки, мы делали договорные сметы на 70-80 процентов «полставочными». Временами отдача отдельных студентов была соизмеримой с отдачей штатного сотрудника на полной ставке. Искали хоздоговора, успешное выполнение которых сулило кому-то из исполнителей защиту кандидатской диссертации. Наконец, выполняли работы для очень далеких заказчиков — вулканологов Камчатки, организаций Владивостока, Душанбе, Тбилиси, Томска, Усолья Сибирского, Казани. Поездки на места для наладки разработанных нами исследовательских установок и аппаратуры были любимым делом всех, особенно молодых сотрудников, аспирантов и студентов.
Много лет кафедра сотрудничала с географическим факультетом Московского государственного университета, посылая в экспедиции МГУ в Приморье преподавателей, сотрудников и студентов. Не обошлось и без «потерь», пятеро участников таких экспедиций переехали на работу во Владивосток. Некоторые из них ходили позднее на исследовательских судах в экзотические экваториальные страны. Искали (и находили!) тропические растения и водоросли для фармакологии и многое другое.
Особую, исключительно положительную роль во всех упомянутых кафедральных делах, сыграл доцент Александр Михайлович Люцко, или просто Саша, которого именно так называли между собой практически все преподаватели, более того, многие студенты.
Если Саша чем-то по-настоящему увлекся, всё остальное для него могло померкнуть и не существовать. Как правило, каждое из его увлечений, в конечном счете, наделяло его новыми достоинствами и качествами. А увлечений у него было немало. Некоторые из них благоприятно сказывались и на нём, и на работе, иные порождали сложности и трудности, усложняли жизнь и самого Саши, и его окружения. Когда работа в университете стала мешать его увлечению альпинизмом и экстремальным туризмом, он без тени сожаления преподавательскую работу бросил, переехал во Владивосток и преуспел там как научный сотрудник престижного ТИГа — Тихоокеанского института географии*1, в котором сочетавшиеся в нём талант ученого и навыки альпинизма с экстремальным туризмом пришлись очень кстати.
За неполные 8 лет работы в ТИГе*1 Александр опубликовал ряд научных статей, побывал во многих экваториальных морских и сухопутных экспедициях в интереснейших местах планеты.
*1 – Научно-исследовательский институт Дальневосточной Академии наук, в который был приглашён в 1978-ом году Александр Люцко на создание и заведование радиоизотопной лаборатории, на самом деле назывался ТИБОХ – Тихоокеанский институт биоорганической химии. Сотрудников для этой лаборатории он отбирал, обучал и воспитывал лично со старших курсов физического факультета Дальневосточного университета, создавая необходимые для их целевой работы в ТИБОХ, спецкурсы, которые были позже востребованы и в Сахаровском колледже.
Но, в конце концов, вся южная экзотика отступила перед его очередным новым увлечением — прикладной ядерной физикой.
Александр Люцко решил освоить методику и построить установку для определения возраста органических веществ, измеряя содержание в них радиоактивного углерода. Понимая всю фантастическую сложность создания такой установки в наших условиях, я с радостью приветствовал и это его увлечение, и сопряженное с ним желание вернуться в Минск на кафедру ядерной физики университета. Надо признаться, что все мы — и преподаватели и студенты оказались в выигрыше от его возвращения.
Сахаровский колледж
Когда произошел ядерный взрыв в Чернобыле, Александр Люцко оказался в числе наиболее востребованных специалистов, способных не рассуждать и призывать, как это делали чиновники и партийные функционеры, а измерять, предупреждать, рекомендовать и брать на себя ответственность.
Мои первые, но повторные в округе выборы (стр. 121)
Через не полных два года после моего посещения Кремля в марте 1989 года избирались народные депутаты СССР от территориальных и национально-территориальных округов. Несколько раз на собраниях вносились предложения включить меня в список кандидатов. Я всегда брал самоотвод, мотивируя это тем, что у меня есть серьезная, нравящаяся мне работа и я хочу продолжать ею заниматься. Так выборы и закончились. Но в Московском территориальном округе города Минска, включающем Фрунзенский и Московский районы города, на территории которого находились и университет, и моя квартира, и где баллотировались только два кандидата, обоих с треском завалили. Оба вместе они набрали менее 15 процентов голосов. Одного из них — первого секретаря горкома — завалили к моей великой радости, так как к этому времени я с ним основательно поругался после того, как он попытался меня отчитывать и требовал «понять, что нет оснований сеять панику из-за Чернобыля».
Ко времени начала выдвижения кандидатов на повторные выборы на кафедре произошло приятное событие, мы успешно завершили все формальности с военпредами по сдаче серьезной хоздоговорной работы. Как всегда в таких случаях, без лишнего шума и огласки собрались у одного из сотрудников дома (в данном случае это был доцент Александр Люцко) отметить достижение. В это смутное безалкогольное время, когда не очень легко было купить бутылку вина, мы соприкасались со спиртным редко. Хорошее настроение от того минимума алкоголя, который у нас был, стало еще лучшим. Мы развеселились, и начались «приколы», но не без трезвых предложений.
О Гарварде, Сахаровском колледже и шотландском виски (стр. 316)
Теоретически я познакомился с Гарвардским университетом в 1989-1992 годах. Этому, сам того не подозревая, способствовал, тогда еще доцент кафедры ядерной физики Александр Михайлович Люцко, пригласив профессора Гарвардского университета Ричард Вильсона в Попечительский совет Сахаровского колледжа в Минске Вильсон в разговорах о чем бы то ни было напоминал о Гарварде и постоянно подчеркивал, что главное преимущество этого университета — умение при наборе студентов руководствоваться исключительно способностями абитуриентов*2, а не статусом их родителей и возможностями платить за обучение. Когда я переспросил, знаниями или способностями, он четко ответил — способностями и трудолюбием. Это — причины, знания — следствие.
— Расходы на обучение и проживание частично и даже полностью могут быть покрыты за счет целевых стипендий и финансовых ссуд. Около 70 % учащихся Гарварда получают прямую финансовую помощь от университета. В их числе — иностранные студенты. А вот способностями наделить нельзя, это дано свыше, — говорил он.
Как горячий сторонник поддержки талантливой молодежи профессор Вильсон убеждал меня, что нельзя комплектовать студенческие группы по социальным, имущественным, национальным и им подобным признакам, что инвестиции в образование именно талантливой трудолюбивой молодежи — путь к процветанию любой страны, в том числе и Беларуси.
— За сотни лет мы в Гарварде освоили именно такой подход, свято его блюдем и стараемся совершенствовать. Ищем и находим сочетание таланта и трудолюбия.
Многие мои коллеги и я тоже хотели бы научиться правильно измерять способности абитуриентов, но в лучшем случае мы умеем оценивать только их знания, в еще лучшем — сообразительность, поэтому, слушая профессора Вильсона и не имея никаких оснований ему не верить, я ловил себя на мысли, что хотел бы побывать в его альма-матер, этой цитадели науки и образования — Гарварде, и хотя бы уловить, как достигли они таких потрясающих высот и стали непросто старейшим частным университетом США, но и университетом с мировым именем.
Судьба оказалась ко мне благосклонной. Я побывал в Гарварде, и не один раз!
*2 – став первым ректором Сахаровского колледжа Александр Люцко принял и неизменно следовал принципам, которые усвоил от своих зарубежных коллег, в частности, преподавателей Гарвардского, Кингстонского университетов, при отборе абитуриентов, лично участвовал при собеседованиях и на вступительных экзаменах (это были приёмные экзамены в колледж до 1996 г)